Главное дело директора Лебедевой
Сегодня день рождения у Елены Викторовны Лебедевой, директора школы искусств № 2.
Руководитель
Е.Лебедева в 1972 году окончила Горьковский государственный университет им. Н.Лобачевского по специальности «филолог». Вернулась в город, работала учителем русского языка и литературы. В 1986 году стала директором средней школы № 5. На ее базе Елена Викторовна создала экспериментальную площадку, благодаря чему школе был присвоен статус гуманитарной.
А сейчас – уже шестнадцать лет – Е.Лебедева руководит интересным, успешным и известным не только в городе учреждением дополнительного образования – школой искусств № 2. Занимаясь созданием школы-училища, ее филиала и отделений в городских общеобразовательных заведениях, Елена Викторовна получила второе высшее образование и высшую квалификационную категорию руководителя.
За эти годы около тысячи ребят окончили разные ее отделения, а пятая часть выпускников ежегодно продолжает образование в высших и средних учебных заведениях культуры, в том числе в таких престижных, как Высшее театральное училище им. Щепкина, Школа-студия МХАТ и ВГИК. Ребята выбирают профессии музыкантов, актеров, художников. Не без влияния педагогов и директора училища.
– Всю жизнь нести ответственность – тяжело?
– Детям, любимым семьям нашим – вот кому тяжело. Им нас и от нас меньше всего достается – так много, кроме них, претендентов на наше время, внимание и любовь. Когда-то Анатолий Николаевич Зубилин предложил мне директорство в пятой школе. Прежде чем согласиться, трижды отказывалась, потом посоветовалась с мужем – он разрешил и обещал помочь. Сам, возможно, из-за забот о доме не сделал карьеры, но мне всегда помогал. Зато дочь считает, что полжизни просидела в очереди ко мне в кабинет.
Не отрекаются любя. И веря
– Мои родители – педагоги. Они долго работали в городе. Папы уже нет, о маме до сих пор спрашивают ее бывшие ученики – а раз спрашивают, значит, помнят. Папа – он был еще и секретарем горкома партии – оказал сильное влияние на меня, а от мамы… Она работала трудно и много. Педагогом в первом интернате. И мы, можно сказать, там выросли, я же получила и понятие о педагогическом труде, и первые навыки работы. Ставила ребятам танцы – сама занималась в хореографическом кружке, сестра стенгазеты рисовала…
Зато каждую свободную минуту – вместе. На лыжах – сначала пельменей налепим, потом на лыжню, потом вместе обедать. И на речку купаться – тогда Сатис был большой, глубокой рекой. Папа с полотенцем, за ним – мама, за нею – кот, а за ним – мы, три сестры. И по вечерам традиционно нам, дочкам, папа подолгу читал вслух. Останавливался порой, а мы продолжали. Именно тогда запомнились большие куски стихотворных текстов. Там, в детстве, началась любовь к литературе.
– Каким вы помните тогдашний город?
– Очень тихим и очень спокойным. Безопасным. Через висячий мост и низиной можно было ходить на свидания до четырех утра – и никаких неприятностей.
Еще – уютным. В моем детстве на проспекте Мира росли розы и пионы красоты необыкновенной. А сам город – таким маленьким, провинциальным (это я поняла уже потом, поступив в университет), но таким родным и близким. И очень интересным.
Закончила третью школу (с серебряной медалью. – Т.К.). Поначалу в университете трудно было – из закрытого-то города. Потом научилась учиться. С двумя моими университетскими подругами близки до сих пор. В студенчестве постоянно ездили с агитбригадами по Горьковской области: концерты, просветительские лекции. Я читала стихи и выступала с лекциями. Сейчас темы четко и не вспомню, но, наверное, что-то по истории и культуре. Зато помню, как добирались: электрички, грузовые и легковые машины, пешие марши до далеких деревень. И, разумеется, сельхозработы – «картошка». С первого по пятый курс. Как-то жили в деревне Волчиха Дальнеконстантиновского района, там еще даже электричества не было. (Восемь лет спустя уже провели – автор материала тоже побывала там «на картошке».)
После окончания университета вернулась в город. Вступила в партию – хотела «быть впереди». Считала, что могу нести ответственность. А сейчас – беспартийная.
– Присяга один раз дается?
– Да. Флюгером быть «не к лицу и не по летам». Впрочем, всем говорю, что состою в «партии детства»: меня интересует и заботит все, что касается детей. Убеждена: педагогика – дело партийно-государственное.
Бывшая ученица Елены Викторовны Ирина Фалина сердечно рассказывала о своей классной. «Жизнь изменилась, когда Елена Викторовна к нам пришла. Стала интересной – поездки, походы, споры…». А в ответ на осторожный вопрос, не давила ли тогда на ребят идеология, ответила:
– Вполне все органично было – если б жили, как задумывалось, – честно, чисто, с верой.
Получилось, что Елена Викторовна меня словно сопровождает по жизни: сначала как моя классная; привела я свою дочку в школу – она там директором. Отдала девочку в училище искусств (так прежде называлась ДШИ № 2) – получилось опять к Елене Викторовне. А когда мы классом встречаемся теперь, ощущение, что она – наша учительница, как-то стирается. Старшая подруга.
А дочка Е.Лебедевой, насмотревшись на мамину работу, по этой стезе не пошла. Но, зная любовь к литературе Елены Викторовны, недавно оставившей преподавание, постоянно подбрасывает матери почитать что-то современное, недавно вышедшее. Однако закалка учителя литературы такова, что прочтет новинки от корки до корки, но вернется к любимому: «Недавно перечитала Шолохова, Боголюбова, Достоевского, Куприна, Бунина. Мне кажется, на них можно что-то формировать, что-то дать детям».
…Бывших педагогов не бывает. Постояв у доски, под прицелом тридцати пар ребячьих глаз, потом хоть три раза ты стань администратором, управленцем, – а все педагог.
Т.Криницкая,
фото из архива школы искусств № 2
P.S. Сегодня Елену Викторовну Лебедеву будут поздравлять родные, коллеги, руководители, ученики. Редакция «Городского курьера» присоединяется к добрым пожеланиям, которые прозвучат.